С чего всё началось в США
В 2017 году в Сан-Франциско появились стартапы Bird и Lime — они одни из первых в США аренду электросамокатов через мобильное приложение.
Самокаты Bird
Спустя год оба проекта стали «единорогами», а гендиректор транспортной платформы Populus.ai Регина Клоу , что в Америке произошла «революция микробильности»:
В июле 2018-го компания Lime $335 млн от Alphabet, Uber и других инвесторов при оценке $1,1 млрд.
В июне Bird получила $300 млн инвестиций и оценки в $2 млрд. За год сервис в более чем 120 городах и отчитался о 10 млн поездок по всему миру.
В это время на дорогах выросло количество аварий с участием электросамокатов. Например, водитель самоката в женщину, когда та гуляла с сыном на тротуаре в Лос-Анджелесе. Виновник аварии , а женщина получила сотрясение мозга. Пострадавшая написала письмо в Bird и попросила компанию найти водителя и заблокировать его в сервисе.
«Я уверена, они скажут, что не несут никакой ответственности за пользователей. Но если они знают, что это опасный продукт, разве это не жестоко с их стороны?» — предпринимательница. Bird сообщила, что приняла «соответствующие меры», но отказалась раскрывать личность водителя.
В 2018 году основатель и генеральный директор Bird Трэвис Вандерзанден , что понимает, что его компания работает в «серой» зоне. Он пытался лично договориться с властями, например, отправил в Санта-Монику 250 самокатов и написал мэру Теду Винтереру в LinkedIn.
У меня тут $3 млн венчурных денег, чтобы решить проблемы трафика и парковок в вашем городе. Буду рад работать вместе.
Трэвис Вандерзанден, это из письма мэру Санта-Моники Теду Винтереру
Винтерер не поддержал предложение. Наоборот, прокуратура Санта-Моники иск к Bird: компанию обвинили в том, что она развивала бизнес без разрешения города и проигнорировала требования получить лицензии на работу и убрать самокаты с тротуаров.
Трэвис Вандерзанден
Компания вину, согласилась получить лицензии и выплатила штраф в $300 тысяч.
Как регулировали кикшеринг-сервисы в других городах США:
В мае 2018 года власти Сан-Франциско официально от Lime, Bird и Spin подать заявки в Муниципальное транспортное агенство на использование самокатов в городе. Работу кикшерингов временно остановили.
В июле электросамокаты с улиц Индианаполиса на время разработки законодательных норм. В августе та же ситуация в Милуоки.
В мае 2019 года в Нэшвилле впервые в ДТП водитель самоката после столкновения с грузовиком. Спустя месяц мэр Дэвид Брили кикшеринг.
Электросамокаты на тротуаре в Нэшвилле
На федеральном уровне в США рынок в рамках Закона о безопасности потребительских товаров. По нему электросамокаты приравняли к низкоскоростным велосипедам или двух- или трёхколёсным транспортным средствам — с полностью работающими педалями и электродвигателем мощностью менее 750 Вт.
Самокаты разрешено использовать на велосипедных дорожках, а на трассе среди автомобилей скорость ограничена 40 км/ч. Водители должны держаться ближе к обочине и соблюдать правила дорожного движения: двигаться по правой стороне в соответствии с сигналами светофоров и уступать прохожим.
В январе 2021 года законы каждого штата собственные ограничения на использование электросамокатов. Вот чем они :
Скоростными ограничениями (от 24 км/ч в Калифорнии до 48 км/ч во Флориде).
Минимальным возрастом пользователей электросамокатов (от 12 лет в Мичигане до 16 лет в Неваде).
Нормами использования на общих дорогах и тротуарах (нельзя ездить по обочине в Вашингтоне, запрещено выезжать на дороги в Пенсильвании).
Карта ограничений, действующих для водителей электросамокатов в разных штатах Америки
В нескольких штатах для вождения получить водительскую лицензию (как для легковых автомобилей): например, в Алабаме, Калифорнии и на Аляске. В Северной Каролине самокат придётся зарегистрировать как транспортное средство.
Регулирование в Европе
Франция
Во Франции в 2019 году электросамокаты и подобные им устройства к новому классу «личных моторизованных средств передвижения». Для водителей следующие ограничения:
Запретили ездить детям до восьми лет.
Детей до 12 лет обязали надевать шлем во время поездки.
Скорость ограничили до 25 км/ч. За превышение — штраф €1500.
Водителям запретили возить пассажиров и ездить в наушниках. Также нельзя выезжать на тротуары, по ним можно вести самокаты только руками и рядом, иначе грозит штраф €135.
На самокате должны быть самокате гудок, передние и задние фары, а на водителе — светоотражающая одежда.
Германия
С июня 2019 года власти Германии официально ездить на электросамокатах вне тротуаров при условиях:
Скорость не должна превышать 20 км/ч.
Самокат нужно оборудовать передними и задними фарами, боковыми отражателями, тормозами и звонком (или другим сигнальным устройством).
Максимальные самоката: ширина, общая высота и длина — не более 70, 140 и 200 см соответственно. Масса без водителя — не более 55 кг.
Самокат сервиса Metz moover в Германии
Испания
Похожие ограничения власти Испании. Электросамокатам со скоростью до 25 км/ч разрешили ездить по велодорожкам и улицам, где скорость движения транспорта ограничена 30 км/ч.
Водителям выезжать на тротуары, перемещаться по междугородним дорогам, автомагистралям, объездным путям и городским тоннелям.
Электросамокаты в январе 2021 года в Испании официально признали транспортными средствами, водителей обязали соблюдать национальные законы о дорожном движении. Также использовать телефон на ходу или вести в состоянии алкогольного или наркотического опьянения — за это грозит штраф в €200.
Для управления самокатом с максимальной скоростью до 45 км/ч потребуются права категории AM, которые обычно оформляют для езды на мопеде. Получить их с 15 лет.
Чехия
Ещё в 2019 году в Чехии можно было электросамокаты на тротуарах и велодорожках на скорости до 25 км/ч. На более мощном электрическом транспорте в пешеходные зоны заезжать было нельзя. В 2020 году электросамокаты использовать в пешеходных зонах в центре Праги. Теперь в стране действуют следующие правила:
Нельзя заезжать на тротуары, можно ехать рядом с ними или по велодорожкам.
В вечернее и ночное время нужна одежда со светоотражателями.
Необходим шлем, если водителю меньше 18 лет.
Водителям нужно соблюдать ПДД для велосипедистов.
Эстония и Латвия
Первые ограничения рынка электросамокатов в Эстонии в январе 2021 года — власти потребовали от водителей соблюдать скоростной лимит в 25 км/ч, а также использовать фары в условиях плохой видимости. В Латвии аналогичный закон в мае.
Контроль в Китае
В 2014-2015 годах в Китае популярными велошеринг-сервисы Ofo и Mobike. Пользователи брали велосипеды в аренду через мобильное приложение. Из-за загруженности дорог клиенты шерингов по тротуарам, которые превращались в беспорядочные стоянки.
В 2017 году китайские власти ограничения на их использование: запретили движение на тротуарах в микрорайонах и по улицам с жилыми домами. В коммерческих парках и зонах появились знаки запрета для пользователей шерингов.
Велосипеды Ofo в Пекине
С октября 2018 года правительство Китая от владельцев электровелосипедов и самокатов пройти регистрацию в Дорожной полиции, чтобы получить номерной знак. Транспорт можно зарегистрировать, если соблюдены требования:
Максимальная скорость велосипеда или самоката — 15 км/ч.
Масса не должна превышать 55 кг.
Транспорт использует литиевую батарею.
Обладает мощностью в пределах 400 Вт и 48 В.
В мае 2020 года в Китае кампания «Один шлем, один ремень», в рамках которой правительство страны потребовало от водителей электросамокатов носить шлем во время поездок с 1 июня.
Это спровоцировало дефицит и резкий рост цен на шлемы: за месяц они подорожали с 30 юаней (около $4) до 80 юаней (около $11).
В других странах мира
Австралия
Помимо США, Европы и Китая, с проблемой популярности электросамокатов и правительство Австралии. В 2020 году Национальная транспортная комиссия порекомендовала ограничить скорость самокатов до 10 км/ч среди пешеходов и разрешить разгоняться до 25 км/ч на дорогах и полосах для велосипедистов.
Каждый из штатов страны на предложение по-разному.
Во всех штатах самокаты разрешили использовать на тротуарах и велодорожках на скорости не более 10-25 км/ч.
В штате Южная Австралия вождение электросамокатов ограничили велодорожками на скорости до 15 км/ч.
В Новом Южном Уэльсе законодатели разрешили кататься только на частных территориях.
Перу
В апреле 2019 года правительство Перу использовать электрические самокаты на тротуарах. В январе 2021 года аналогичное ограничение власти Сингапура.
Новая Зеландия
В Новой Зеландии ездить по пешеходным и велосипедным дорожкам, а также по дорогам общего пользования. Закон использовать кикшеринг-сервисы с 14 лет при скоростном ограничении в 20 км/ч.
Великобритания
Власти Великобритании с лета 2020 года эксперименты по прокату электрических самокатов в разных регионах страны. Пока законодатели не выработали единой позиции.
Таким образом, пользоваться кикшерингом в Великобритании либо на частных территориях, либо в экспериментальных зонах