Штрафы, ограничения и запреты: как регулировали рынок электросамокатов в Европе, США и Китае


Штрафы, ограничения и запреты: как регулировали рынок электросамокатов в Европе, США и Китае

С чего всё началось в США

В 2017 году в Сан-Франциско появились стартапы Bird и Lime — они одни из первых в США  аренду электросамокатов через мобильное приложение.

Самокаты Bird <a href="https://www.inc.com/magazine/201902/will-yakowicz/bird-electric-scooter-travis-vanderzanden-2018-company-of-the-year.html" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Inc.com</a>

Самокаты Bird 

Спустя год оба проекта стали «единорогами», а гендиректор транспортной платформы Populus.ai Регина Клоу , что в Америке произошла «революция микробильности»:

  • В июле 2018-го компания Lime  $335 млн от Alphabet, Uber и других инвесторов при оценке $1,1 млрд.

  • В июне Bird получила $300 млн инвестиций и  оценки в $2 млрд. За год сервис  в более чем 120 городах и отчитался о 10 млн поездок по всему миру.

В это время на дорогах выросло количество аварий с участием электросамокатов. Например, водитель самоката  в женщину, когда та гуляла с сыном на тротуаре в Лос-Анджелесе. Виновник аварии , а женщина получила сотрясение мозга. Пострадавшая написала письмо в Bird и попросила компанию найти водителя и заблокировать его в сервисе.

«Я уверена, они скажут, что не несут никакой ответственности за пользователей. Но если они знают, что это опасный продукт, разве это не жестоко с их стороны?» —  предпринимательница. Bird сообщила, что приняла «соответствующие меры», но отказалась раскрывать личность водителя.

В 2018 году основатель и генеральный директор Bird Трэвис Вандерзанден , что понимает, что его компания работает в «серой» зоне. Он пытался лично договориться с властями, например, отправил в Санта-Монику 250 самокатов и написал мэру Теду Винтереру в LinkedIn.

У меня тут $3 млн венчурных денег, чтобы решить проблемы трафика и парковок в вашем городе. Буду рад работать вместе.

Трэвис Вандерзанден, это из письма мэру Санта-Моники Теду Винтереру

Винтерер не поддержал предложение. Наоборот, прокуратура Санта-Моники  иск к Bird: компанию обвинили в том, что она развивала бизнес без разрешения города и проигнорировала требования получить лицензии на работу и убрать самокаты с тротуаров.

Трэвис Вандерзанден <a href="https://www.vanityfair.com" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Vanity Fair</a>

Трэвис Вандерзанден 

Компания  вину, согласилась получить лицензии и выплатила штраф в $300 тысяч.

Как регулировали кикшеринг-сервисы в других городах США:

  • В мае 2018 года власти Сан-Франциско официально  от Lime, Bird и Spin подать заявки в Муниципальное транспортное агенство на использование самокатов в городе. Работу кикшерингов временно остановили.

  • В июле электросамокаты  с улиц Индианаполиса на время разработки законодательных норм. В августе та же ситуация  в Милуоки.

  • В мае 2019 года в Нэшвилле впервые в ДТП  водитель самоката после столкновения с грузовиком. Спустя месяц мэр Дэвид Брили  кикшеринг.

Электросамокаты на тротуаре в Нэшвилле <a href="https://fox17.com" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">WZTV</a>

Электросамокаты на тротуаре в Нэшвилле 

На федеральном уровне в США рынок  в рамках Закона о безопасности потребительских товаров. По нему электросамокаты приравняли к низкоскоростным велосипедам или двух- или трёхколёсным транспортным средствам — с полностью работающими педалями и электродвигателем мощностью менее 750 Вт.

Самокаты разрешено использовать на велосипедных дорожках, а на трассе среди автомобилей скорость ограничена 40 км/ч. Водители должны держаться ближе к обочине и соблюдать правила дорожного движения: двигаться по правой стороне в соответствии с сигналами светофоров и уступать прохожим.

В январе 2021 года законы каждого штата  собственные ограничения на использование электросамокатов. Вот чем они :

  • Скоростными ограничениями (от 24 км/ч в Калифорнии до 48 км/ч во Флориде).

  • Минимальным возрастом пользователей электросамокатов (от 12 лет в Мичигане до 16 лет в Неваде).

  • Нормами использования на общих дорогах и тротуарах (нельзя ездить по обочине в Вашингтоне, запрещено выезжать на дороги в Пенсильвании).

Карта ограничений, действующих для водителей электросамокатов в разных штатах Америки <a href="https://unagiscooters.com" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Unagi Scooters</a>

Карта ограничений, действующих для водителей электросамокатов в разных штатах Америки 

В нескольких штатах для вождения  получить водительскую лицензию (как для легковых автомобилей): например, в Алабаме, Калифорнии и на Аляске. В Северной Каролине самокат придётся зарегистрировать как транспортное средство.

Регулирование в Европе

Франция

Во Франции в 2019 году электросамокаты и подобные им устройства  к новому классу «личных моторизованных средств передвижения». Для водителей  следующие ограничения:

  • Запретили ездить детям до восьми лет.

  • Детей до 12 лет обязали надевать шлем во время поездки.

  • Скорость ограничили до 25 км/ч. За превышение — штраф €1500.

  • Водителям запретили возить пассажиров и ездить в наушниках. Также нельзя выезжать на тротуары, по ним можно вести самокаты только руками и рядом, иначе грозит штраф €135.

  • На самокате должны быть самокате гудок, передние и задние фары, а на водителе — светоотражающая одежда.

Германия

С июня 2019 года власти Германии официально  ездить на электросамокатах вне тротуаров при условиях:

  • Скорость не должна превышать 20 км/ч.

  • Самокат нужно оборудовать передними и задними фарами, боковыми отражателями, тормозами и звонком (или другим сигнальным устройством).

  • Максимальные  самоката: ширина, общая высота и длина — не более 70, 140 и 200 см соответственно. Масса без водителя — не более 55 кг.
     

Самокат сервиса Metz moover в Германии <a href="https://www.metz-moover.de/en/48-2/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Metz moover</a>

Самокат сервиса Metz moover в Германии 

Испания

Похожие ограничения  власти Испании. Электросамокатам со скоростью до 25 км/ч разрешили ездить по велодорожкам и улицам, где скорость движения транспорта ограничена 30 км/ч.

Водителям  выезжать на тротуары, перемещаться по междугородним дорогам, автомагистралям, объездным путям и городским тоннелям.

Электросамокаты в январе 2021 года в Испании официально признали транспортными средствами, водителей обязали соблюдать национальные законы о дорожном движении. Также  использовать телефон на ходу или вести в состоянии алкогольного или наркотического опьянения — за это грозит штраф в €200.

Для управления самокатом с максимальной скоростью до 45 км/ч потребуются права категории AM, которые обычно оформляют для езды на мопеде. Получить их  с 15 лет.

Чехия

Ещё в 2019 году в Чехии можно было  электросамокаты на тротуарах и велодорожках на скорости до 25 км/ч. На более мощном электрическом транспорте в пешеходные зоны заезжать было нельзя. В 2020 году электросамокаты  использовать в пешеходных зонах в центре Праги. Теперь в стране действуют следующие правила:

  • Нельзя заезжать на тротуары, можно ехать рядом с ними или по велодорожкам.

  • В вечернее и ночное время нужна одежда со светоотражателями.

  • Необходим шлем, если водителю меньше 18 лет.

  • Водителям нужно соблюдать ПДД для велосипедистов.

Эстония и Латвия

Первые ограничения рынка электросамокатов в Эстонии  в январе 2021 года — власти потребовали от водителей соблюдать скоростной лимит в 25 км/ч, а также использовать фары в условиях плохой видимости. В Латвии аналогичный закон  в мае.

Контроль в Китае

В 2014-2015 годах в Китае  популярными велошеринг-сервисы Ofo и Mobike. Пользователи брали велосипеды в аренду через мобильное приложение. Из-за загруженности дорог клиенты шерингов  по тротуарам, которые превращались в беспорядочные стоянки.

В 2017 году китайские власти  ограничения на их использование: запретили движение на тротуарах в микрорайонах и по улицам с жилыми домами. В коммерческих парках и зонах появились знаки запрета для пользователей шерингов.

Велосипеды Ofo в Пекине <a href="https://www.theatlantic.com/photo/2018/03/bike-share-oversupply-in-china-huge-piles-of-abandoned-and-broken-bicycles/556268/#img19" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">TPG, Getty</a>

Велосипеды Ofo в Пекине 

С октября 2018 года правительство Китая  от владельцев электровелосипедов и самокатов пройти регистрацию в Дорожной полиции, чтобы получить номерной знак. Транспорт можно зарегистрировать, если соблюдены требования:

  • Максимальная скорость велосипеда или самоката — 15 км/ч.

  • Масса не должна превышать 55 кг.

  • Транспорт использует литиевую батарею.

  • Обладает мощностью в пределах 400 Вт и 48 В.

В мае 2020 года в Китае  кампания «Один шлем, один ремень», в рамках которой правительство страны потребовало от водителей электросамокатов носить шлем во время поездок с 1 июня.

Это спровоцировало дефицит и резкий рост цен на шлемы: за месяц они подорожали с 30 юаней (около $4) до 80 юаней (около $11).

В других странах мира

Австралия

Помимо США, Европы и Китая, с проблемой популярности электросамокатов  и правительство Австралии. В 2020 году Национальная транспортная комиссия порекомендовала ограничить скорость самокатов до 10 км/ч среди пешеходов и разрешить разгоняться до 25 км/ч на дорогах и полосах для велосипедистов.

Каждый из штатов страны  на предложение по-разному.

  • Во всех штатах самокаты разрешили использовать на тротуарах и велодорожках на скорости не более 10-25 км/ч.

  • В штате Южная Австралия вождение электросамокатов ограничили велодорожками на скорости до 15 км/ч.

  • В Новом Южном Уэльсе законодатели разрешили кататься только на частных территориях.

Перу

В апреле 2019 года правительство Перу  использовать электрические самокаты на тротуарах. В январе 2021 года аналогичное ограничение  власти Сингапура.

Новая Зеландия

В Новой Зеландии  ездить по пешеходным и велосипедным дорожкам, а также по дорогам общего пользования. Закон  использовать кикшеринг-сервисы с 14 лет при скоростном ограничении в 20 км/ч.

Великобритания

Власти Великобритании с лета 2020 года  эксперименты по прокату электрических самокатов в разных регионах страны. Пока законодатели не выработали единой позиции.

Таким образом, пользоваться кикшерингом в Великобритании  либо на частных территориях, либо в экспериментальных зонах


admin |


Комментарии
Последние комментарии
  • admin - Жаль парня
  • admin - Егор, добро пожаловать
  • Егор - Ну наконец-то! Отведу душеньку
Задать вопрос администрации