Сколько еще должно пролиться крови?
Невский район Санкт-Петербурга. На пятилетнюю девочку наехал мужчина на электросамокате. Ребенок с тяжелым состоянием в реанимации. Думаете, этот любитель “покатушек” попытался как-то помочь и загладить вину? А вот и нет – скрылся с места происшествия, а самокат на всякий случай бросил в Неву.
Улица Вешняковская в Москве. 18-летний парень наехал на 4-летнюю малышку, которая шла с бабушкой по тротуару. Девочка – с сотрясением мозга, переломом лобной кости, серьезным ушибом ноги. И снова реальный виновник как будто ни при чем: посмел еще заявлять, что это девочка на него налетела!
Снова Санкт-Петербург. На этот раз группа молодчиков на арендованных самокатах напала и избила мужчину на Невском проспекте – вот так, прямо в центре культурной столицы! – за то, что тот сделал им замечание, мол, нельзя так носиться по тротуарам, которые для пешеходов предназначены, а не для любителей ветра в ушах.
Из совсем недавнего, Москва. Ещё один самокатчик сбил семилетнего мальчика около «Москвариума» на ВДНХ. Малыша с травмой переносицы увезли в больницу. А преступник?.. Правильно, скрылся.
Сколько еще должно пролиться крови?
Если в 2019 году подобных происшествий было зарегистрировано меньше 200 на всю страну, по итогам 2022 года их количество уже почти достигло 1000. Есть все шансы, этот “рекорд” будет побит по итогам 2023 года. А всего в России жертвами стали уже 12 человек, в том числе один ребенок. С травмами – более тысячи людей, почти половина – дети младше 16 лет.
Да, формально у нас с 1 марта вроде бы навели порядок: самокатчикам запретили ездить со скоростью выше 25 километров в час, пешеходам на тротуарах они должны уступать, а на проезжую часть выезжать только при условии наличия тормозной системы, белых и красных фар.
Все было бы отлично, тормоза на самокатах есть, но вот не хватает “тормозов” в головах любителей прокатиться.
Нет судов – будут самосуды
Там, где нет достаточной регуляции со стороны государства, в дело вступает самосуд. И примеры уже есть. Не далее чем в конце августа на середине Большого Устьинского моста двое молодых людей сами нашли способ наказать такого самокатчика, который наехал на их подругу – его двухколесный транспорт, недолго думая, они отправили в реку.
Недавно группа столичных жителей провела уже спланированную акцию. Ручки и сенсорные экраны около 800 самокатов, предназначенных для аренды, они тщательно обмазали солидолом, и те оказались непригодными к использованию.
А если привести еще и результаты масштабных опросов, где против самокатного раздолья в городской черте высказываются не меньше 80-90% граждан, думаю, сомнений не останется: тех мер, которые вступили в силу в марте, явно недостаточно. Если государство не займется вопросом всерьез, градус недовольства и число самосудов будут только расти.
Закрывать глаза или все-таки действовать?
Прежде всего, считаю, что все электросамокаты мощностью выше 250 Вт должны быть поставлены на учет как транспортное средство. Это уже не игрушка, а средство передвижения, и тот, кто им управляет, несет уже более серьезную ответственность по закону. В таком случае каждое происшествие можно будет регистрировать как ДТП, а обязательная страховка будет покрывать ущерб.
Во-вторых, надо снизить границу предельной скорости. Посмотрим на результаты краш-тестов. На скорости 25 км/ч взрослый человек весом в 60-80 кг на самокате с большой вероятностью убьет пешехода. Даже скорости в 15-20 км/ч достаточно, чтобы нанести серьезный вред здоровью. Поэтому считаю, что верхняя граница должна быть не более 12 км/ч на всех дорогах, кроме специально выделенных полос для велотранспорта.
В-третьих, в Уголовном кодексе не хватает статьи «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации средств индивидуальной мобильности». Принудительные работы, лишение свободы до семи лет дадут достаточно времени для размышлений о том, почему надо соблюдать правила движения на дорогах. Необходимо дополнить и КоАП: штрафы по 25 тысяч и запрет на катания тоже неплохо отрезвляют.
Правило сдавать в аренду самокаты только тем, кто достиг 18 лет, должно соблюдаться неукоснительно. Так же, как и прохождение проверки на знание ПДД. Пока фирмы, сдающие в аренду двухколесные агрегаты, ограничиваются тем, что верят арендаторам на слово. Поставил галочку “мой возраст более 18 лет” – и ладно.