Проблема заключалась в отсутствии законодательной базы. Под давлением общественности правительство Германии приняло нормы эксплуатации электроскутеров Verordnung für Elektrokleinstfahrzeuge (EKfV) — малых электрических транспортных средств.
Требования и условия:
Самокат должен пройти сертификацию и получить номерные знаки.
Водитель обязан застраховаться.
Немецкие водительские права не нужны.
Конструкция транспортного средства не должна позволять развивать скорость свыше 20 километров в час.
Минимальный допустимый возраст водителя — 14 лет.
Закон касается транспорта с электроприводом и рулём. Поэтому электрические скейтборды, ховерборды и моноциклы остаются за скобками и по-прежнему не допускаются к поездкам по немецким улицам.
Сертификация
Допуск к участию в дорожном движении и сертификация на совести производителя. Допущенные модели маркируются уникальным идентификационным номером.
Помимо конструкционного ограничения скорости в 20 км/ч и максимальной мощности 500 Вт требуется наличие:
тормозов,
гудка или звонка,
фонаря и светового рефлектора спереди и сзади.
С 2027 года все новые разрешенные скутеры должны быть оснащены индикаторами поворота, так как многие пользователи считают ручные сигналы небезопасными.
Федеральное управление автомобильного транспорта постоянно обновляет обзор транспортных средств, разрешенных к использованию на дорогах.
Электрический самокат страхуется аналогом автомобильного ОСАГО для покрытия нечаянного ущерба третьим лицам. Без страховки невозможно получить обязательный номерной знак.
Стоимость страхования — 20-60€ в год.
Знак высылается страховкой в виде наклейки. Без наклеенного номера скутер считается незарегистрированным.
Контракт всегда оформляется только до 28 или 29 февраля следующего года.
Автоматом договор не продлевается — нужно каждый год оформлять новую страховку.
Цвет номера (наклейки) ежегодно меняется. Например, в 2024 был синий, а с 01.03 действующий знак — зелёный.
Если не оформили новую страховку, по цвету наклейки будет это легко понять.
На заднюю часть скутера в Германии клеится номерной знак страховки.
В случае ДТП по вине водителя скутера, ущерб третьих лиц оплачивает страховка.
Правила езды на скутерах
Для E-скутеров действуют определенные ПДД. Вот наиболее важные принципы:
Движение — правостороннее.
Ездить можно только по велодорожкам. Если их нет, по дорогам.
Запрещено ехать по тротуарам, в пешеходных зонах и по дороге против направления движения. Если велодорожка и тротуар скомбинированы вместе, пешеходы имеют преимущество.
Если есть велосипедные светофоры, нужно их соблюдать. В противном случае действуют правила обычного светофора.
При повороте нужно подать сигнал рукой.
Несколько электроскутеров должны ехать друг за другом. Езда бок о бок не допускается.
Самокаты предназначены для перевозки одного человека независимо от максимально допустимой нагрузки. Брать пассажиров на борт скутера запрещено.
Специально для скутеров ввели табличку «E-Scooter frei» для исключений на запретительные знаки, подобно существующим для немецких велосипедистов. Велосипедные знаки для электросамокатов не действуют. Зато действует велосипедный светофор.
Катающимся не требуется носить шлем. Но из соображений безопасности при езде на электросамокате желательно всё же его надевать.
Общественный транспорт
Немецкий железнодорожный перевозчик Deutsche Bahn разрешает провоз скутеров в сложенном виде бесплатно, как ручную кладь. Если сложить электросамокат невозможно, придётся оплатить место, как для велосипеда.
В региональных транспортных компаниях правила разнятся. Например, в Мюнхене разрешена бесплатная транспортировка сложенного самоката в автобусах, трамваях, электричках и метро. Но запрещено перевозить скутер в разложенном виде.
Власти немецких городов надеются, что электросамокат станет альтернативой автомобилю, особенно на центральных улицах. Это поможет решить извечные проблемы больших мегаполисов: пробки, загрязнение воздуха, отсутствие парковок. Поэтому наряду с арендой городских велосипедов предоставляется сервис проката самокатов.
Штрафы
Электросамокатчики также должны соблюдать немецкий закон о дорожном движении и его предписания. Только так можно обеспечить безопасность всех участников дорожного движения. Если скутерист нарушает правила, его ждут соответствующие штрафы, как и водителя автомобиля или велосипедиста.
Штрафы за нарушения ПДД на электрическом самокате
Проступок Штраф в €
Проезд на красный сигнал светофора 60-180
Езда по тротуарам 15-30
Выезд на автобан 20
Отсутствие страхового номера 40
Использование несертифицированного самоката 70
Езда двух самокатов рядом, а не один за одним 15-30
Использование смартфона 100 + 1 пункт во Фленсбург
Алкоголь
В первые месяцы после легализации электроскутеров полиция задерживала десятки немцев, решивших, что после выпивки можно прокатиться с ветерком и без опаски. Но вождение самоката в состоянии алкогольного опьянения штрафуется наравне с автомобильными нормами.
Если при проверке в крови водителя обнаружится 0,5-1,09 промилле, штраф за проступок составит 500€ плюс 2 пункта в реестр правонарушений «Фленсбург» и запрет на вождение всех видов транспорта на месяц.
Езда с больше 1,1 промилле — преступление, с наказанием в виде лишения прав, в том числе будущих. Отягчающие обстоятельства приводят к большим денежным штрафам и тюремному заключению.
Как преступление квалифицируется поездка с явными симптомами опьянения, например, падение, нарушение ПДД или столкновение с дорожным ограждением независимо от количества выпитого.
Для водителей до 21 года или находящихся на испытательном сроке после недавнего получения немецкого водительского удостоверения действует полный запрет на езду после распития спиртных напитков. Нарушение обойдётся в 250€ штрафа, 1 пункт, обязательное посещение не бесплатного семинара и продление испытательного срока до 4 лет.
Безопасность
Немецким городам предстоит модернизация улиц под нужды малого электротранспорта. Безопасная езда на скутере пока что возможна не везде.
Главная опасность — бордюры, отводы для сточной воды, камни. Попавшийся на пути камешек на скорости 20 километров в час приводит к заносу и падению, особенно для скутеров с колёсами минимального диаметра.
Водители самокатов часто пренебрегают шлемами, защитой рук и ног. Хотя при падении риск получения травмы не ниже, чем при катании на велосипеде.
Потренируйтесь, прежде чем выезжать на дорогу на новом виде транспорта. Используйте пустую парковку перед магазином в воскресенье, чтобы освоить управление. Особенно важно научиться правильно сбрасывать скорость и резко тормозить без риска упасть.
В городах теперь доступна аренда электросамокатов наряду с обычным общественным транспортом. Отличная возможность для тренировки.
Для поездки требуется установить приложение и ввести данные кредитной карты. Стоимость использования сравнима с платой за проезд в автобусе или на трамвае.