Кикшеринговый бизнес распространился по стране и захватил российские дороги и тротуары. Отсутствие основательной законодательной базы и четкого регулирования самокатчиков приводят к страшным трагедиям и гибели людей, в том числе детей.
Кикшеринговый бизнес распространился по стране и захватил российские дороги и тротуары. Отсутствие основательной законодательной базы и четкого регулирования самокатчиков приводят к страшным трагедиям и гибели людей, в том числе детей.
Проблема мобильного транспорта в Санкт-Петербурге, пожалуй, одна из самых кричащих. Начало недели в культурной столице ознаменовалось очередным ДТП с участием автомобиля и самоката. Последним управлял 15-летний подросток, который, не спешившись, пересекал нерегулируемый пешеходный переход и угодил под колеса «Мерседеса». Результаты этой трагической встречи печальны: несовершеннолетний в состоянии средней тяжести доставлен в больницу, полиция проводит проверку. Однако для молодого самокатчика все могло закончиться гораздо плачевнее. Эта история далеко не первая и, к сожалению, не последняя. С регулярной периодичностью ДТП с участием самокатов врываются в новостную повестку ужасающими последствиями.
Проблему не единожды обсуждали в Госдуме. Депутаты предлагали в том числе ограничить допустимую скорость до 15 км/ч. Однако представители бизнеса сочли меру излишней. Да и скорость эта в три раза превышает среднюю скорость пешехода. Предлагалось также ввести возрастные ограничения для водителей электросамокатов. Однако, как показала практика, меры эти пока не сработали. Кстати, была идея и вовсе запретить этот вид транспорта. Вот только сделать это вряд ли получится.
«Бизнес уже зашел на территорию Российской Федерации, и отменить этот бизнес будет очень сложно. Если мы запретим кикшеринговые компании, то все эти самокаты перейдут в частные руки. Они будут распроданы, и это мы уже никак не сможем урегулировать. Бизнес развивается, и мы немножко отстаем здесь. Надо в этом признаться», — описал сложившуюся ситуацию в беседе с «Точкой» автоэксперт Владимир Сажин.
Так, по словам автоэксперта, когда с появлением мобильного электротранспорта было нужно отрегулировать ряд вопросов, момент был упущен. А, по сути, решение проблемы было на поверхности.
«Мы говорили с самого начала, что по мощности и скоростям эти транспортные средства (ТС) подподают под категорию М. Нужно было допускать к управлению только тех, кто имеет водительские права этой категории. Но почему-то нас никто не слышит, пытаются запретить, еще что-то сделать, какие-то штрафы ввести, но категория М решила бы все проблемы. Права этой категории выдаются лицам с 16 лет, таким образом, мы сразу отсекаем этот детский травматизм. Во-вторых, категория М подразумевает под собой сдачу правил дорожного движения. И опять эти дети. Где им учить правила дорожного движения? Кто с ними проводит эти уроки по правилам дорожного движения, особенно по самокатам? Я сомневаюсь, что их вообще проводят», — говорит собеседник издания.
Более того, Владимир Сажин обращает внимание на то, что введение водительских прав для управления самокатами позволило бы идентифицировать нарушителей ПДД.
«Наличие водительского удостоверения открывает перед собой полностью весь административный кодекс: движение по встречке, тротуарам, езда вдвоем. То есть, превысил скорость — получи штраф. Едешь пьяный — тебя прав лишают, включая все категории, которые есть у нарушителя. Нарушаешь требования перевозки пассажиров, если едете вдвоем на самокате — то же самое, административный штраф и все. Это бы исключило проблемы с идентификацией и администрированием этого дела», — говорит специалист.
Чего лишились
Сложности в идентификации самокатчиков, по словам Владимира Сажина, лишают городские бюджеты штрафных вливаний, которые уходят в карманы предпринимателей.
«Пока не введено водительское удостоверение, получается, что все надзорные органы работают только на кикшеринговые компании, которые зарабатывают плюсами себе штрафы. Сейчас в Санкт-Петербурге инспектора комитета по транспорту, которые администрируют парковку, наблюдают и за кикшерингом. Соответственно, направляют представление компании, а те уже накладывают штрафы, эти штрафы в бюджет города не поступают. То есть они исключительно остаются в кармане бизнеса. Бизнесу выгоднее, чтобы у них было больше самокатов, чтобы они больше нарушали», — говорит эксперт.
А ведь эти деньги от штрафов, от аренды земель, на которых стоят самокаты, как раз можно было пускать на развитие велоструктуры, обращает внимание Сажин.
«Вот и средства на велодорожки, какие-то выделенные полосы и так далее для того, чтобы все эти средства индивидуальной мобильности находились в определенном месте на проезжей части. Нужно принять на законодательном уровне, внести изменения во все документы. И тогда вопрос будет решен. Это самое простое решение проблемы, просто нужно волевое решение. До тех пор, пока у нас на уровне законодательной власти не приняли это решение, мы будем бороться с ветряными мельницами».